вторник, 18 января 2022 г.

Литреси в детском саду

Методические пособия по литреси в Германии стали выпускать в 2008 году. В 2014 году в берлинской образовательной программе для детских садов развитие речи представленно в более обширном разделе "Коммуникация: языки, письменная речь и медиа", где можно найти все методы, понимаемые под словом "литреси". Само понятие в программу не включено.

Если говорить о литреси в детском саду, то оно всегда было, только не было простого обобщающего названия - одним словом - всех методов привития ребенку культуры устной и письменной речи, которые применялись и применяются воспитателями. Понятие "Литреси" помогает сразу представить себе совокупность всех используемых возможностей, которые есть у педагоговов ДОУ.

Приведу примеры методов литреси:

- ритмические и звуковые игры (любимые народные потешки, пальчиковые игры),
- использование лирики для детей для развития речи,
- чтение книг с детьми,
- использование книг с картинками для диалога,
- инсценировка текстов (Например, теневой, пальчиковый, кукольный театр),
- предоставление возможности для опыта с письмом (доступность материалов, примеры шрифта),
- использование современных средств коммуникации,
- знакомство с другими языками (их звучанием, шрифтом),
- создание "литературного" климата в саду.

С помощью этих методов и доступных материалов можно помочь ребенку в развитии речи и интереса к книгам и письму. Многие дети получают этот опыт в семье, но некоторые - только в детском саду. Поэтому очень важно, чтобы в программе ДОУ было уделено литреси большее внимание. Это требование вызвано и ещё одним фактом современости. До школы все, ну, или большинство детей,с радостью пишут своё имя, слушают сказки, рассматривают картинки. Казалось бы, начало есть, можно ожидать, что книга будет сопровождать ребенка и дальнейшие годы. Но в Германии уже к 12 годам 43% детей читают только тогда, когда их заставляют в школе. Как, когда и почему теряется интерес к чтению книг? В Германии обвиняют в этом недостаточный работу над литреси в детских садах (особенно с детьми из "далеких от образовния" (bildungsfernen) семей) и систему школьного образования. Но если детские сады откликнулись и продолжают с удовольствием работать над разнообразными методами литреси, то дискуссии об изменении школьной системы пока остаются дискуссиями. А вообще, грустно, что тревожные тенденции потери интереса к чтению возможны в стране, которая долгие годы считалась одной из самых читающих в мире. Но будем надеяться на лучшее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий