Блог о книгах для детей. Книжный мир в Германии. Literacy

суббота, 20 февраля 2021 г.

Стих-башня и стих-песня

А вы знаете, что со словами можно играть? Вот, например, стихи можно конструировать. Вот какую башню из кубиков я недавно нашла! Попробуйте прочитать!

Упорный

в облака!
я заберусь
и по ней
и крепка,
высока
будет башня
и добьюсь.
я работы не боюсь
и опять
мне бы чуточку поспать
перестал.
и от этого устал,
упрямо
я её ставил прямо
ронялась.
башня всё наклонялась.
а с башней
не такой, как вчерашний,
строил дом.
я из кубиков, с трудом,
чтобы что-нибудь понять, надо снизу вверх читать.

Правда, интересно "построен" стих?! И сверху вниз, и снизу вверх можно читать! Стоит эта башня в творческой мастерской Генриетты Ляховицкой - писательницы и поэтессы. У нее много красивых и забавных стихов для детей. Вот, например, это стихотворение про осень:

Молодая осень

молодая осень
на исходе лета
заплетает косы
золотого цвета,
весело рядиться
в яркие обновы -
сарафаны-ситцы
из листов кленовых,
бусы ягод нижет,
губы красит соком,
наклонясь пониже
к зеркалам глубоким.
Но узнав, что птицы
собрались в дорогу,
осень огорчится
и всплакнет немного.

Оказалось, что и другие заметили, какое это стихотворение певучее, написали к нему музыку и, получилась песня.


Теперь в моей копилке стихов для детей есть стих-башня и стих-песня!

Генриетта Львовна любезно согласилась ответить на мои вопросы.
Светик: Генриетта Львовна, как Вы придумали "сконструировать" стихотворение "Упорный"? Г.Ляховицкая: Мой сынишка часто играл с кубиками и весьма упорно ставил их один на другой, но башня была неровная и рассыпалась. Однако он всё снова пытался её построить. Я ему стала помогать, чтобы кубики становились один на другой ровно, и приговаривала при этом ритмически. Так получилось стихотворение. А ведь кубики ставят снизу вверх, поэтому и строчки в стихе так расположены. У меня есть стихотворение «Забота» о джиннчике в кувшинчике, которому надо научиться вырастать из кувшина вверх. Там тоже строки идут снизу вверх. Так и опубликовали в «Весёлых картинках». Мне говорили, что дети просили помногу раз читать стихотворение и снизу вверх и сверху вниз.

Светик: А Вы помните день, когда Вы написали стихотворение "Молодая осень"?
Г.Ляховицкая: Да, конечно! Как-то в начале осени ко мне подошла на работе сослуживица и спросила, нет ли у меня стихов об осени. Я ответила, что нет, но есть у Пушкина «Осенняя пора....» Она сказала: «Вот именно! Все только это и знают. А в классе моего внука (кажется, в третьем) после летних каникул учительница дала задание, чтобы каждый нашёл и прочёл в школе стихи об осени. Мы с внуком хотим какое-то новое найти, понятное детям». Я сказала, что напишу. Пришла домой и быстро придумала свою «Молодую осень». На следующий день принесла. А через пару дней сослуживица мне сказала, что внук мгновенно выучил наизусть стихотворение, которое ему очень пришлось по душе. Он спросил только, почему «наклонясь к зеркалам глубоким», а не к «высоким». Рифма, действительно, была бы точнее, но ему объяснили, что речь идёт об озёрах. Ещё через некоторое время мне был вручён подарок от мальчика - две танцующие фигурки из желудей и спичек, даже глаза из бумаги у них были наклеены. Бабушка рассказывала, что он долго корпел над этой работой, но не позволял ему помогать, говоря: «Tётя сама написала стихотворение, поэтому и я должен сделать подарок сам». Эта осенняя композиция много лет стояла у меня на работе, радуя и умиляя.
Светик: Генриетта Львовна, огромное Вам спасибо за предоставленные стихи и такое интересное интервью!

Светлана Видерхольд
интервью с Г.Л.Ляховицкой - 21.12.2006, Берлин

Комментариев нет:

Отправить комментарий